Когда строительный материал является главной проблемой, лучшим решением становится жесткая экономия и использование материалов из разобранных зданий. Именно из-за этого практически все буддийски храмы, а их были сотни, были разобраны на составляющие и использованы для строительства новых мечетей.
Оставшиеся на островах брошенные храмы представляют собой жалкое подобие былого величия. Полуразрушенные храмы можно увидеть на 60 островах архипелага. Самые интересные находки были на острове Ариаду в атолле Северный Ари – там найдена буддийская ступа со священными текстами, и на острове Тодду. Жители этого острова были убежденными буддистами и не желали следовать новым изменениям. Когда было время активного строительства мечетей и разрушения старых храмов, верующие спрятали скульптуру Будды и таким образом сохранили его для потомков.
Население острова хотело сохранить и сам храм, так как люди верили в торжество старых традиций и буддийской культуры Азии. Однако этого не случилось, и о древних корнях вспомнили совсем недавно.
Ученые считают, что буддийская культура явилась основополагающей для Мальдивских островов и о ней совершенно незаслуженно забывают. Именно в то время сформировался языкнарода, письменность, культурные традиции и обычаи. Значение буддийского периода было установлено благодаря инициативам археолога-любителя Гарри Чарльза Белла, который в 19 веке организовал целую программу изучения исторического наследия Мальдивских островов и руководил раскопками. Сегодня его находки хранит Национальный музей в Мале.
Страшное цунами 2004 года оказалось весьма благотворным для археологов. Массы воды разрушили здания, но в то же время подняли массы песка и обнаружили древние постройки. Большинство найденных исторических памятников находятся на островах атолла Хадхунмати и продолжает изучаться учеными.
Шедевры на островах
Среди Мальдивских островов есть Ринбуду – известный на архипелаге «остров ювелиров». Здесь живут семьи мастеров, из поколения в поколение изготовляющих ювелирные изделия. До сих пор они используют старинное оборудование и инструменты, поэтому каждый браслет или серьги по-настоящему выходят ручной работы.
Ювелирное искусство острова уходит в историю на 200 лет назад. В то время правивший султан отослал своего ювелира, прославленного мастер, в ссылку на дальний остров за воровство. А он поделился своими секретами с местным населением. С тех пор золотые украшения являются главной ценностью острова, но традиция постепенно умирает. Много молодежи перебирается в столицу и все меньше остается для обучения ремеслу.