На северной оконечности страны, где находится пойма реки Ем, стоит древний Сукхотай, чье название переводится как «Заря счастья». Этот город стал самым первым независимым центром, объединившим тайцев как единый народ. В 1438 году он стал частью развивающегося королевства Аютия.
Во время расцвета города (период 13-16 веков) он стал местом развития ремесел и искусств. Именно в это время были созданы самые удивительные и прекрасные скульптурные изваяния фигур Будды. На сегодняшний день в оставшихся от былого величия древних развалинах, отделенных от современного города старой крепостной стеной Камхенг, осталось 20 таких реликвий.
Отреставрированный комплекс Ват Ста Си воплощает замысел и архитектуру строителей эпохи расцвета Сукхотая – среди множества колонн с резьбой помещена большая статуя Будды. Еще одну уникальную статую, шагающего Будду высотой в 11 метров, туристы могут посетить в храмовом комплексе Ват Си Чум. А центральная башня Ват Чечупхот может похвастаться сразу четырьмя подобными шедеврами – там Будда изображен стоящим, сидящим, идущим и лежащим.
Интересно:
- Город Накхонпатх, расположенный западнее Бангкока, является исторически самым древним существующим городом Таиланда. Существует легенда, что именно здесь в свое время отдыха от трудов сам Будда. К сожалению, исторических фактов в пользу этого мифа найдено не было. Главная достопримечательность города – это чеди Пхра Патхом, представляющая собой по архитектуре кхмерский пранг. Северный зал храма сохраняет внутри самую большую статую Будды в мире, которая исполнена в стиле сукхотайских архитекторов. Эта статуя долгое время была собрана не полностью, но когда усилиями короля Рамы VI в 1900 году были найдены голова и кисти рук, фигура Будды стала полной.
- Для изображения Будды, тайские строители всегда используют одну из четырех традиционных поз: сидя, лежа, стоя или на ходу. При этом в скульптуре весьма важное значение имеют положениясоотношения положений рук фигуры – мудры. Например правая рука, поднятая перед собой ладонью вперед называется Абхая-мудра и служит для того, чтобы разогнать страх и обеспечить защиту. Мудра Бхумиспарша (когда кончики пальцев одной руки касаются земли, а другая на бедре ладонью вверх) призывает землю в свидетели. Мудра Варада (левая рука развернута вверх и ладонь наклонена немного к земле) показывает искренность и сострадание. Мудра Дхармачакра показывает вращение колеса Закона и ассоциируется у всех верующих с первой проповедью Будды. Жест медитации Дхьяна-мудра заключается в создании пальцами треугольника сосредоточенности. Мудра Витарка – жест диалога, образующийся из выпрямленных пальцев ладони, обращенной к собеседнику, когда большой и указательный пальцы образуют круг. Она символизирует Колесо Закона.